Эта статья навеяна предыдущей темой о периоде романтизма в моде XIX века. Как уже говорилось здесь, ранее, в первой половине XIX века в среде образованных европейцев возник интерес к собственным корням, истории и культуре народа. Культурные деятели этого периода – художники, музыканты и литераторы активно подпитывали подобный интерес через свои творческие изыскания.
Благодаря усилиям Вальтера Скотта, который не только написал несколько произведений посвященных истории Шотландии, но и содействовал посещению королем Георга IV Шотландии в 1822 году, с целью усмирения, мятежно настроенных, шотландцев. Писатель, также, предложил монарху облачиться в килт при посещении этой части Великобритании. Именно с этого момента начинается возрождение, а затем и триумфальное шествие шотландской клетки в одежде. Согласно дресскоду Большого бала, который давался в честь прибытия Георга IV, всем приглашенным требовалась облачиться в старинные национальные костюмы Шотландии, поэтому местная аристократия стала спешно «вспоминать» и заказывать себе бальные одежды, согласно фамильной традиции.
Этому периоду обожания древнего шотландского узора предшествовал период полного запрета на ношения тканей в клетку. А было это связанно, непосредственно, с историей взаимоотношений Шотландии и Англии, но обо всем по порядку.
Первые тартаны (а именно так называется ткань в клетку) были созданы еще кельтами, которые заселили эту горную страну с незапамятных времен. Первый, дошедший до нас узор в шотландскую клетку датируется 325 годом новой эры (хотя стоит заметить, что клетчатую ткань производили и ранее — в Египте и Риме). А первым письменным упоминанием считается запись о покупках двора короля Якова III от 1471 года.
Шотландские узоры создавались из шерстяных нитей окрашенных в различные цвета. Нити переплетались таким образом, чтобы получались квадраты, составленные из полос разных цветов. Шерсть окрашивали растительными пигментами, постепенно в каждой области Шотландии выработался свой излюбленный мотив узора и сочетания красок. Так сложилась традиция связывать представителей кланов с определенным узором на ткани. Некоторые семьи могли добавлять варианты к основному узору, принятому в их местности.
Нужно сказать, что первоначально шотландцы носили длинный отрез ткани 5-6 метров, который обертывали вокруг тела, подпоясывали, а свободный конец перебрасывали через плечо. Таким образом, кусок ткани служил и одеждой и одеялом, так как на ночь в него заворачивались целиком. Позже ткань стали разрезать и изготовлять из нее юбки-килты и пледы, по отдельности.
Уже, начиная с XIII века, Шотландское королевство подвергается нападениям англичан, с целью завоевания этой свободной горной страны. Лишь в 1746 году Англии удается полностью подчинить себе Шотландию. Тогда же и были запрещены к ношению национальные костюмы, а также иные традиции (например, игра на волынке). Поэтому, подлинные образцы традиционных узоров были утрачены довольно быстро и лишь в XIX веке тартаны стали возрождаться.
Признанным исследователем шотландских узоров, Уильямом Вилсоном было восстановлено около 200 видов тартанов и поименовано. Знатным семьям было предложено выбрать в качестве своего родового знака тот или иной узор и зарегистрировать его. С тех пор популярность «клетки» стала возрастать.
Следующим, кто оказал свой вклад в дело популяризации тартанов, стала английская королева Виктория, которая активно включала клетчатые ткани в свой гардероб и интерьер.
В ХХ веке появляются все новые и новые виды шотландской клетки, хотя, они и не несут уже на себе отпечаток клановой принадлежности, но популярность их, тем не менее, возрастает. Модельеры, начиная с мадмуазель Шанель, признаются в свое любви к «шотландке» создают из нее модели и включают ее в свои показы. Думаю, что эта история далека от завершения.